К — Команда
24 марта 2020 :: 0 комментариев :: 45527 просмотров :: 4412 слов

Айти — командная игра. Умело печатать буковки чтобы получались функции высшего порядка, конечно, важный скилл для новичка. Но чем больше опыта — тем менее он важен. К сожалению, этого не понимают ни рекрутеры, ни даже некоторые программисты.

Индустрия заметно позврослела, но в ней всё ещё заметен перекос в сторону буковок, а не команды. Слово «команда» всё еще попахивает баззвордом из HR'ского паверпоинта, а быть менеджером считается зашкварно, из-за каких-то старых душных баек про «был хороший программист, а стал плохой менеджер».

Не волнуйтесь, мы и программисты-то так-то с вами не очень!

У меня уже было два поста на похожую тему: Войти в Айти — для самых маленьких, и Краткий гайд о том, как нанимать нормальных людей — для тех, кто постарше. Оба они описывали лишь часть картины, потому переставали мне нравиться уже через неделю после выхода.

Сегодня я хочу копнуть поглубже. До самых дедов с их софт-скиллами. Расскажу как с опытом менялось моё восприятие мира айти, какие типы людей и компаний я начал замечать, и как вести себя в зависимости от этого.

Как обычно, всё написанное — компиляция моего субъективного опыта за 10+ лет в индустрии, который я получил в основном общаясь с другими, более умными людьми. За что им спасибо. Думаю, они себя узнают здесь.

Отдельное спасибо чату Вастрик.Клуба, без которого всего этого бы не появилось

5
Vladislav Vrublevsky не получилось бы?

Зачем всё это?

😎 Понимать кто ты сам. В первую очередь. Синдром самозванца в айти сегодня популярнее некуда. Лекарство от него — научиться понимать свою компетенцию и трезво оценивать происходящее. Конечно, это невозможно, но мы хотя бы сделаем вид, что профессионалы. У нас даже линейка есть!

👨‍👨‍👦‍👦 Собирать крутую команду. На разных уровнях нужны разные юниты. Надо трезво понимать каких персонажей вам не хватает, а каких в избытке. Какие сработаются, а какие нет. Какие скоро уйдут, обвинив компанию в предательстве, и кого надо нанять на их место (или пора бы уже валить самому).

💃 Нанимать подходящих людей. Рекрутеры не умеют думать так глубоко.

🤦‍♂️ Наводить отношения с менее «подходящими» людьми. Понять как общаться с тем чуваком, который уже месяц не может добавить тебе поле в API, постоянно требуя согласовать его с менеджером, СЕО, уборщицей. Ууух!

👵 Знать, что делать в айти когда ты дед.

16
. Почему в качестве буллета для сбора крутой команды использован эмодзи гей-пары с детьми? Как же разнообразие цветов кожи?
6
. Ну вот, одно пропущенное слово «белой» и шутка из просто несмешной становится непонятно несмешной. Почему нельзя редактировать комментарии?
11
Вастрик Гейский эмодзи метафорически символизирует засилие патриархата и токсичной маскулинности в айти. Как же еще.
9
Dimka Rs Опечатка: уборшицей -> уборщицей

Три фактора, которые надо осознавать

Они как минимальный набор приборов в самолёте, на которые надо время от времени смотреть, чтобы понимать где находишься. Иногда это очевидно, а иногда приходится вести машину исключительно по ним. Вот с командой так же.

Сегодняшняя моя теория будет строиться вокруг трёх показателей:

1️⃣ Этап эволюции проекта

2️⃣ Уровни персонажей

3️⃣ Классы персонажей

Каждый из них по-своему важен. У любого хорошего менеджера они входят в список базовых софт-скиллов. Но не у всех.

Разберём их подробно.

В конце поста я дам референсы на оригинальные книжки и модели, которые легли в основу рассказанного, но сейчас постараюсь не грузить вас булщит-коучингом.

1️⃣
Этапы эволюции проекта
Карта мира со своими ресурсами и целями

В посте Войти в Айти я делил компании на Кровавые Интерпрайзы, Галеры, Стартапы, и.т.д. Такое разделение близко к народу, потому и собрало огромное число лайков, однако реальной пользы от него мало.

Реальные компании редко бывают чистокровными представителями одной из крайностей. Внутри кровавого корпората всегда есть экспериментальные проекты-стартапы, а маленькая продуктовая компания всегда может скатиться в аутсорс/аутстаф-галеру, обслуживающую крупного инвестора или заказчика.

Деление компаний по профилю полезно лишь для первого приближения. На практике важнее понять что там за проект. Так мы приходим к первой важной картинке поста:

1
German Berezhko В картинке ниже в "Цикле роста" на стрелках "взлетаем" и "пилим новое" (судя по блоку текста "Цикл роста")?

Любой проект (или вся компания, если у нее один проект) проходит свой путь от «стартапа», через долину «взрывного роста», выходит на плато «успешной компании» и потом качается на волнах «допиливания-реструктуризации». На любом из этих этапов можно просрать все полимеры и свалиться в «провал» или «кризис».

Новый цикл эволюции проекта — как новая карта в RPG. Резко меняется количество ресурсов, типы юнитов, их мотивация и цели всего похода

Понимать это головой сложно, потому что эволюция идёт медленно и не заметна глазу. Но нужно.

Ниже я положу картинку где на этой карте находятся популярные айти-компании, на мой взгляд, так что это контент только для членов клуба.

1
Maximus Василий, не прими за личное - но многие проекты в суровых DAX-компаниях совсем не подходят под это определение "любой проект".

Мы говорим о BMW, Audi, Siemens, Krupps - да и ABB, SAP и многое другое.

2
Егор Бирюков Про любой проект/компанию.
1) Есть компании, которые никогда не проходили через "взрывной рост". И есть мнение, что это "более правильный" путь с sustainable, прости Господи, ростом, а не криками "АААА СЕРИЕС Б ПОДНЯЛИ НАДА РАСТИ" и неконтролируемом наймом, делающим x2..10 голов за год.
2) Есть NASA/APL/JPL. Там работают деды без права на ошибку, без аджайла, скрама, митингов и роста. Просто охуенно делают самую сложную работу.
1
Maximus **Егор Бирюков**, аааа, откуда мнение, что в NASA без митингов и агиля работают? :/
1
Lev Ospennikov я только крутить деревья умею, поэтому хотел бы сказать, что имелся ввиду конечный автомат, а не цепь маркова
🔒 Тут инфа только для членов Вастрик.Клуба
Войти

Стартап

Мотивация: ⭐️⭐️⭐️
Команда: ⭐️⭐️⭐️
Ресурсы: 💩💩💩
Стабильность: 💩💩💩

Клетка «старт». Запускаем проект с нуля любыми доступными ресурсами.

Цель Собрать воедино все возможности и запустить продукт. Ограничений нет, но обычно мало ресурсов и никакой стабильности.

Главное преимущество стартапа — его скорость и, да-да, маленькость. Не мне вам объяснять, что если стартап целится в «новый Facebook» — это сразу провал.

Хороший стартап понимает, что завтра может сдохнуть (и в 99.999% так и будет). Самое плохое, что можно тут сделать — начать думать на долгий срок. Строить процессы, документацию, думать о миллионах, и.т.д. Потому нужны люди, понимающие и одобряющие такой «распиздяйский» подход.

Команда Кучка гипермотивированных чуваков. Обычно минимум душнил (они не умеют в стартапы). Высокие грейды не нужны, нужна производительность. Бюрократии нет, но и процессов тоже.

Фокус Больше делаем, меньше думаем.

3
Егор Бирюков > Запускаем проект с нуля или внутри большой компании — не важно.

Разница огромная, делал и то, и то.
В большой компании у тебя (почти) нет проблем с ресурсами (внезапно в твой стартап можно захайрить целый отдел, не нужно думать про раунд инвестиций и cash burn), но есть огромное количество проблем со всей бюрократией (нельзя нанимать "неправильных" людей, нельзя выбирать "запрещенные" технологии).
В целом "стартап в большой компании" это худшее из двух миров, в моем опыте.


0
Вастрик **Егор Бирюков**, согласен, что-то я психанул в этой строчке
0
Dmitry Burlakov Вастрик, а нет ли ощущения, что документация -- это самое важное, светлое, и прекрасное, что можно сделать для IT проекта? Да, в стартапе наверняка часто меняют все подряд, но документация даёт возможность понять происходящее N новым людям и безболезненно заменить старое. Или я не прав? Не стоит писать хотя бы общие доки в стартапе?
0
Mikhail Chinkov Привет из "стартапа в большой компании". Очень зависит от деталей реализации, бывает, что зэды корпорации относятся к стартапу как к черненькой коробочке, которая высасывает твои инвестиции пару лет, потом выходит на самоокупаемость и уже начинает в ответ срать деньгами тебе в лицо. В такой реализации для сотрудника проблем мало: никому за пределами коробочки не интересен контингент работников, в случае неудач компанию закрывают, вирусом стартап не сносит. В случае явного провала всех распускают, пожимают руки и прощаются на позитивной ноте.
0
Ирина **Егор Бирюков**, худшее или лучшее - это сугубо личное восприятие )) аналогично - опыт и там, и там - внутренний стартап комфортнее - требуется больше коммуникационных (вернее, политических) скиллов + админ поддержка, которой надо заручиться сразу - без нее, да, сдохнет все быстро
3
Dan **Dmitry Burlakov**, имхо, в хорошем стартапе всё так быстро меняется, что лучшая тех.документация — это таск-трекер, а продуктовая/маркетинговая — архив роадмапов общими мазками. То есть ходовые сущности, которые ты так и так генеришь. Главное, чтоб не на словах всё.

Цикл роста

Мотивация: ⭐️⭐️💩
Команда: ⭐️⭐️💩
Ресурсы: ⭐️💩💩
Стабильность: ⭐️⭐️💩

Стартап превратился в продукт, который зарабатывает и растёт. Начинается цикл роста, который является по сути метанием между двумя состояниями — «фигачим новую фичу» (опять как стартап) и «стабилизируем успех».

Цикл понятный и приятный. Проблема лишь в том, что с каждой итерацией любая компания всё больше тяготеет к стабилизации, чем к стартапам. Люди выдыхаются и хотят уже свою бэху.

Цель Выйти на стабильную высоту. А потом повторить.

Тут уже можно писать документацию, отдавать технические долги (никто ведь не мог подумать, что юнит-тесты пригодятся!), нанимать персонажей в команду для новых рейдов.

Команда Первые неприятные перемены. Отваливаются выгорающие, приходят новые, но чуть менее мотивированные чуваки. Появляется бюрократия, но пока в разумных пределах. С каждой итерацией всё больше.

Фокус Делаем и думаем пополам.

0
Marina Bondar По моей практике, на этой стадии обычно отваливаются выгорающие старички. Те, кто был на старте и строил собственноручно, но так и не получил бэху. Печальное зрелище вселенской несправедливости. Особенно, когда ещё не столько ресурсов и стабильности, чтоб привлекать «незамотивированных чуваков»
0
Elias Niczupienko мляяяя, так вот где я щас((

«Успешная компания»

Мотивация: ⭐️⭐💩
Команда: ⭐️💩💩
Ресурсы: ⭐️⭐️⭐️
Стабильность: ⭐️⭐️⭐️

Деньги льются рекой, процессы налажены, структура устойчива, корпоративная машина движется по рельсам и вряд ли завтра остановится. Фаундеры дописывают мемуары «успех — это просто».

Стабильность. Никто не хочет ничего менять.

Проблема одна: ни одна компания не задержится здесь надолго. Внутренние склоки и растущая бюрократия обязательно всё испортят. Такова человеческая природа.

Цель Отдохнуть. Никто ничего сделать всё равно не успеет.

Команда Как правило на этом этапе из членов «старой» команды остаётся один-два человека. Остальные отваливаются из-за невыносимой бюрократии, окешивают свои опционы и уходят в новые стартапы.

На их место приходят обычные среднячки с рынка, которые хотят делать то, что им говорят, уходить с работы в пять и ходить на тим-ивенты играть в душные паб-квизы. Ну, это их хотя бы мотивирует.

Фокус Ничего не делаем и не меняем, сидим думоем строим бюрократию.

1
Sergii Smyrnov Видно опыт Delivery Hero тебя травмировал.
2
Alex "ни одна компания не задержится здесь надолго", а что насчёт Google?

Реорганизация

Мотивация: 💩💩💩
Команда: ⭐️💩💩
Ресурсы: ⭐️⭐️💩
Стабильность: ⭐️⭐️💩

Самое неблагодарное время. В кризис пока никто не верит, ведь «мы десять лет так делали и всё было хорошо», но компания уже явно летит вниз. Любая успешная попытка спасти ситуацию воспринимается как должное, так что больших бонусов не ждите. Из плюсов: всё еще сильная инфраструктура и много денег.

Цель Точно найти болевые точки и пристрелить их, не совершая резких движений, который могут заметить бюрократы.

Команда Демотивирована. Последний «старожил» вчера ушел работать в FAANG. Все вокруг токсят и скроллят линкедин. Даже цитаты про «успех всегда даётся нелегко», развешанные HR'ами по офису уже как-то не помогают. СТРАННО.

Фокус Вроде как что-то делаем, но пока в основном думаем и объясняем бюрократам необходимость перемен. Они не верят.

Это — время менеджеров. Простой разработчик вряд ли сможет что-то изменить, его сразу забьют палками.

0
Grigory Klinov Почему никто не любят hr?а, знаю

Цикл кризиса

Мотивация: ⭐️⭐️💩
Команда: 💩💩💩 (обычно приходится менять)
Ресурсы: ⭐️💩💩
Стабильность: ⭐️💩💩

Когда проваливается реструктуризация и кончаются ресурсы, начинается полноценный кризис. Его, наконец-то, замечают все. Он, как зима, всегда внезапен.

Цель Спасти корабль любыми способами, даже если это означает полный разворот.

Команда Обычно меняется полностью вплоть до менеджмента. Старые члены стали такими токсичными, что с ними невозможно даже разговаривать. Зато наконец-то отступает бюрократия, что возвращает всех во времена стартапа. Нужно просто уметь правильно всё подать.

Именно поэтому «антикризисные менеджеры» по сути те же стартаперы

Фокус Много делаем, пофиг что менять, главное — выжить.

Выход из кризиса может создать совершенно новую компанию с обновлёнными продуктами и целями, что заново запустит рост или реорганизацию. Пример — Microsoft.

А может и нет.

Смерть

По возможности избегайте
0
Иван Белый Даешь стикерпак!
0
Глеб **Иван Белый**, https://t.me/addstickers/vas3k_wtf

2️⃣
Уровни персонажей

Каждая айти-компания сегодня придумывает свои уровни градации разработчиков. У Яндекса их восемь, у Microsoft тринадцать, а у Netflix вообще один — там каждый по-умолчанию Senior Engineer потому что Fuck The Police, видимо.

За сравнением, как обычно, отправляю всех на levels.fyi.

Корпоративные грейды нужны чтобы увеличить количество ступенек карьерной лестницы внутри компании. Потому что если не повышать программиста минимум раз в год — он грустит и уходит работать в Амазон.

Для внешней же оценки эти уровни мало годятся. В разных компаниях они несовместимы, а единой шкалы так никто и не придумал.

Штош.

За годы разговоров с друзьями из айти мы выработали общую для всех нас линейку. Сейчас она вполне стабильна и неплохо помогает при найме. Она базируется на привычных ступенях джун-мидл-сеньор, и, наконец-то, строго их разделяет.

1
ramwoolf Распределяющая шляпа в профиль. Очень хочется надеяться, что все же вялость миддла преодолима при наличии жизни вне айти и не в перекладывании жсонов
1
Глеб Here in Mexico every developer is Senior developer // навеяно фан фактом про Netflix

👶 Джун

Минимально жизнеспособный персонаж. Знает базовые алгоритмы и может решить задачу, если кто-то расскажет ему как. Обычно выпускник универа или курсов по программированию.

Популярное наебалово, особенно в российских компаниях — брать джунов как стажеров. От чего многие думают, что позиция джуна зашкварная и надо сразу после школы идти в мидлы, а там через два года и тимлидом станешь. Отсюда столько поломанных судеб.

Иногда этап джуна действительно можно перепрыгнуть, если пилить пет-проджекты или фрилансить в студенчестве. Но щас таких всё меньше, все хотят быть подкастерами.

Чем характеризуется? Джун знает, но пока не может. Что отличает его от интерна, которого надо учить с нуля.

Зачем нужен? Джунов хорошо брать на стабильных этапах, когда появляются рутинные некритические задачи, которые никто не хочет делать. Компания дешево закрывает рутину, джун набирается опыта на ошибках, а сеньоры их менторят и закрывают свои Performance Review. Профит для всех.

Опыт 2-3 года

Как собеседовать? Смотреть на «горящие глаза», желание учиться и умение делать (возможно, с подсказкой) базовые для вашей области штуки. Для веба это может быть формочка, для бекенда выборка из базы.

Главное — чтобы по итогу собеседования было не гнетущее чувство «ух, его еще столькому придется научить», а скорее «он ничо, дам ему задач — разберется».

1123 Я — джун

17
Stanislav Блин, кликнул в я - джун. я ж не джун :)
0
sasha subbotin +1) неинтуитивно что это кнопка)
1
Igor Potapyev емае, я тоже кликнул. и ведь не отожмешь обратно)
53
Сергей Толмачёв Вот что отличает джунов - жмут на всё до того, как поймут что это
1
Maks Про QA не забываем!

😋 Мидл

Самостоятельный юнит, который может решить любую поставленную техническую задачу. Способен задавать правильные вопросы и приносить работающие решения. Знает пицот языков и фреймворков, потому что всё еще считает программирование самым важным этапом разработки.

Чем характеризуется? В своей линейке я определяю мидла так — он может самостоятельно сделать всё, о чем его попросят. Мидлы — опора любой команды. Они еще не зазнались, но уже умеют.

Зачем нужен? Писать код (ничоси). Совсем хорошо работает под присмотром сеньора или лида. Ведь мидл хоть и самостоятелен, но не автономен. Когда ему не говорят что делать — он начинает заниматься всякой фигнёй типа замены либ на более модные.

Опыт 3-10 лет

Как собеседовать? Большая часть статей об айти-собеседованиях в интернете написана именно под мидлов. В том числе и мой краткий гайд о том, как нанимать нормальных людей.

Всё потому что мидл — это последний уровень, который можно собеседовать исключительно по хард-скиллам. Задачки вида «как бы ты реализовал вот такую систему», «что бы ты взял для этого», «а почему не другое» тестируют мидлов идеально.

Цель собеседования на мидла — понять, что чувак может без выебонов решить любую задачу, которую вы ему ставите, даже если ему придется для этого общаться с другими людьми или учиться чему-то новому.

955 Я — мидл

😎 Сильный мидл

Промежуточный уровень между мидлом и сеньором.

Сидеть пять-семь лет в мидлах тяжело. Разработчик уже вырос, а его грейд нет. Обидно. Потому я обычно дополнительно делю мидлов на вялых и сильных, но вы можете делить по-американски на low и high.

Чем характеризуется? Сильный мидл — это почти сеньор. Он уже автономен, но ему не хватает софт-скиллов, либо наоборот. Для такого уровня нет названия и специализированных задач, но ценить таких чуваков надо. Ну и платить соответственно. Отдельный уровень по сути для этого и нужен.

Зачем нужен? Когда компания вырастет — он станет вашим новым сеньором и вам не придётся искать их с нуля. Что обычно дорого и отнимает минимум полгода на обучение и интеграцию.

Я бы вообще ввёл High-Middle Developer в стандарт, а то какое резюме ни откроешь — одни сеньоры вокруг.

Хотя в 23 я тоже был сеньором.

619 Я — сильный мидл

20
Степан Потапов Ну и что получается в итоге )) у меня ок с софт скилами, я под присмотром синьора, но в целом автономен, пилю довольно важные задачки, но тк мой опыт работы 2 года и я начал прям со стажерства, поэтому я не могу решить любую задачу без выеьонов, скорее я могу разобраться в любой задаче без выебонов) кто я в этой пучине))? Похоже, просто долбаеб)
0
Игорь Май Наверное, это тот момент, когда ощущаешь себя мидлом, но проходишь собесы на позиция сеньора с минимально-сеньорской зарплатой

👴 Сеньор

Автономный персонаж с многолетним опытом и экспертизой. Побывал во многих компаниях и лично прожил каждый этап эволюции. Программирование для него больше не искусство, а скорее сборка конструктора из известных блоков.

Чтобы не заскучать, он прокачал софт-скиллы и понимание того, что многие задачи можно решать вообще без кода. Тут уже сорян, но эйджизм работает на полную катушку. Не получится три года поскакать по десяти проектам и стать сеньором. Опыт зарабатывается со временем.

Фишка в том, что не всем нужны сеньоры. Большинство задач в современном айти не требуют опыта вообще. Мидлы получаются выгоднее.

Чем характеризуется? Джун знает, миддл умеет, а сеньор имеет опыт. Он больше фокусируется на задачах бизнеса и вопросах «зачем мы это делаем», а не «какой бы нам фреймворк взять». Ему насрать. Сочетает софт и хард скиллы в равных долях.

Зачем нужен? Чтобы делать хорошо сразу, а не как обычно.

Опыт 10+ лет

Как собеседовать? Вот здесь обычно у всех сложности. Сеньору нафиг не упали ваши деревья и алгоритмы на бумажках. Он мыслит крупными блоками. Рекрутеры же лишь видят, что он не сыпет определениями как второкурсник, от чего отбрасывают хороших кандидатов. Оценить опыт всегда сложнее, чем знания.

Хорошие вопросы для сеньора: «как бы ты выбирал между Х и Y», «надо сделать что-то абстрактное, какие вопросы продакт-менеджеру ты задашь» или «член твоей команды нафакапил, твои действия».

246 Я сеньор и мне даже нет 25!
695 Я — сеньор постарше

13
Егор Бирюков Наконец-то кто-то написал _правильную_ градацию по опыту, а не классические "3 года синьор" по Даннинг-Крюгеру. Спасибо!

🤨 Лид

Техлид, тимлид, сквад-лид, трайб-лид, и.т.д.

Сеньор, который абстрагировался от написания кода, хотя и может, если надо. Компании просто стало выгоднее, чтобы он не сам буковки программировал, а говорил остальным куда программировать.

Зачем нужен? Разгребать препятствия на пути команды. Определять направление. Быть связующим звеном. Нанимать и увольнять. Отчитываться. Разгребать вообще всё говно в компании за тех и за других. Чтобы понимать весь спектр навыков, рекомендую глянуть Роадмап Тимлида.

Как собеседовать? Исключительно по софт-скиллам и культурной совместимости как это делает Google на culture fit интервью. Вопросы на код можно только самые высокоуровневые.

Самое важное — чтобы лида приняла команда. Найм лида «втихаря» — популярная, но абсолютно отвратительная практика. Хороший лид должен и сам это понимать.

Вопросы вида «два чувака из вашей команды подрались из-за нового фреймворка — что делать» или «как вы видите идеальную систему оценки продуктивности разработчика» здесь подходят идеально. Важно, чтобы команда тоже слышала ответы, потому что часто они могут понравиться вышестоящему менеджеру, но не понравиться команде. Такие истории на моём опыте заканчивались плохо.

331 Я — лид

6
Konstantin А что делать-то, если два чувака из вашей команды подрались из-за нового фреймворка?
0
Alexander Buyanov Тут как с system design interview, нет правильных ответов
2
tr1cks Вот, да. Ждем свой ответ. Голосую за вариант "авторитарно выбрать третий фреймворк", чтобы никому не обидно было
0
zerosequence Драчунов за фреймворк на мороз обоих ;)
1
tr1cks Вот, да. Ждем свой ответ. Голосую за вариант "авторитарно выбрать третий фреймворк", чтобы никому не обидно было
0
ramwoolf Или заставить каждого написать на доске плюсы своего инструмента и минусы инструмента оппонента
0
Igor **Konstantin**, добить слабого
0
Ruslan Lagashkin Например, понять, кто из них останется в команде, а кто - свалит через пол-года.

😶 Принципал-Стаф-Феллоу-etc

Дальше в любой компании идёт длинный хвост «высоких грейдов» техно-менеджерской вертикали. Менеджеры над менеджерами над менеджерами.

Не стоит путать с обычными менеджерами, типа продуктовых, в которые берут хоть сразу после универа. Тех-менеджеры — это продолжение именно инженерной вертикали. Они решают те же инженерные задачи, просто на более высоком уровне. Но мечтают опять писать код.

Ведь написание кода — самое простое и приятное, что есть в разработке вообще

Но тикеты в жире сами себя не подвигают, а митинги не назначатся.

Дальнейший рост привязан исключительно к иерархии внутри компании, потому его по сути нет. С этих позиций либо хантятся в СТО, либо уходят делать свой бизнес.

Но HR'ы не унывают, и выдумывают им специальные названия типа «сеньор эксепшенал инженер». Это даёт возможность:

✅ Удерживать ключевых чуваков с помощью больших опционов, зарплат и высокоуровневых тасков. Когда знаешь, что купишь квартирку на опцион через годик — это весьма мотивирует терпеть всё происходящее :)

✅ Создавать у простых кодеров мнимое ощущение, что им надо активно расти. Часто компании прописывают выгодные для себя условия повышений, типа, «должен активно участвовать в гильдиях, писать технические посты в корпоративный блог и организовывать митапы». Повышение за это, конечно же, сразу не дают, только когда место освободится. Зато компания получает дополнительные рычаги влияния, мотивации, ну и бесплатный пиарчик.

✅ Смешной третий вариант, который пока в TODO потому что все ушли на йогу.

163 Жиза, я сейчас тут!

2
Cooch Не хватило кнопки "Я-принципал", ну да ладно, пойду впишусь в лиды, раз сюда нельзя.
0
Вастрик Добавил!
2
Vladimir Metenev Можно во все сразу записаться !)
0
Elias Niczupienko Ну и где добавил-то?) не вижу такой кнопки)

3️⃣
Классы персонажей

Теперь самое интересное.

Классы определяют набор способностей, сильных и слабых мест каждого члена команды. Людей без слабых мест не бывает, потому в хорошей команде персонажи как бы прикрывают слабые места друг друга.

Классы важно знать чтобы:

  • Собирать нужную команду в зависимости от ситуации
  • Понимать как общаться с каждым из них
  • Не набрать одинаковых персонажей с одинаковыми слабыми сторонами (да-да, дайверсити!)
  • Понимать кто сработается сразу, а кому понадобится посредник
  • Знать когда персонаж уйдёт или выгорит

Главное — не увлекаться. Тут как с новой бензопилой: лучше держать её в гараже и не пилить ей остальных (хоть и хочется).

Модель может подходить, а может не подходить. Надо каждый раз смотреть по ситуации. Видал я наркоманов, которые так и до хьюман дизайна кукухой доезжали. Потому подам всё как бы иронично.

1
Lukke Armageddon А что не так с Хьюман дизайном-то?

Четыре базовых класса

🏃‍♂️👩‍🔬👨‍💼🤝

Я знаю системы, где работников разделяют на 48 классов типа «Увлечённый Мечтатель» или «Коварный Художник». Полная дичь. Если что-то невозможно запомнить — это тем более не получится применять в жизни.

Для себя я всё свёл к набору из четырёх базовых классов, из которых строятся остальные.

На собеседовании я всегда стараюсь определить кто передо мной

Каждый класс отлично определяется вопросами вида «как бы вы поступили, случись такая-то ситуация». Обычно я совмещаю их с техническими вопросами. Ситуации беру приближенные к реальности, конечно.

Персонаж может иметь больше одного класса, а может не иметь ни одного. В последнем случае, правда, будет тяжеловато всем.

0
Aleksey Bykhun Это по Адизесу?
0
Павел Гуменюк по Бартлу скорее
0
Vladislav Osmanov "48 классов типа" это случайно не из Myers-Briggs Type Indicator (MBTI)? https://www.16personalities.com/free-personality-test

🏃‍♂️
Хуятор

Тот, кто хуячит. Он — основа любого общества. Как шахтёр или строитель. Он просто делает всё, что можно делать. Не всегда быстро, но таков путь. Увидев список тасков в жире он берёт верхний и начинает его делать. Потом берет следующий.

Неорганизованность он считает распиздяйством.

На плохие новости всегда реагирует выводом, что все вокруг просто лентяи и недостаточно работают. Надо напрячься и работать усерднее. Хуятор не умеет не работать.

Когда нужен? Почти всегда, кроме реструктуризации (ниже нарисую картинку, там будет понятнее).

Зачем? Молча делать работу, которая определена. Хуятор может неделю писать юнит-тесты и даже не поехать кукухой.

Минусы Хуятор перманентно пребывает в одном из двух состояний — либо завален работой по уши, либо он выгорел и сидит в депрессии. Ему постоянно некогда.

Обычно хуяторы вырастают и обзаводятся дополнительными скиллами, но пару раз я видел хуятора, который дорос до менеджера. Страшно. В России так часто бывает. Быть подчинённым у хуятора чисто физически тяжело — избегайте.

Как договариваться Ставить чёткие таски. Любая неопределённость злит хуятора. Однако, проблема может возникнуть тогда, когда тасков вообще нет. Тут придётся импровизировать и выдумывать. Ну и постоянно напоминать, что это не спринт, это марафон.

534 Похоже на меня

2
Cooch А Scrum Master думал, что спринт..
1
i-zu **Cooch**, Пусть и дальше думает.
2
Evgeniy Maruschenko Бля, у меня такой руководитель был. Успевал еще хуячить кучу строк говнокода за который кичился, всех называл дураками.
3
Андрей Чернопрудов Я хуятор и тимлид. ПАМАГИТЕ

👩‍🔬
Экспериментатор

Тот самый чувак, у которого в голове пятьдесят новых идей, каждую из которых надо сделать ASAP, ведь «эта фича точно выстрелит». Каждое утро он начинает с мысли, что пора переписать всё с нуля.

Постоянно всем рассказывает какой новый фреймворк увидел на гитхабе и какие сейчас тренды в айти. Люди его любят, как источник вдохновения, но иногда не верят в его сказки.

В английском для этого класса есть более точное название — Explorer, а в бизнесе таких ещё называют Предпринимателями

Когда нужен? На запуске нового проекта, бурном росте или выходе из кризиса. Короче, всё, что не стабильность. Стабильность для него смерть. В крупных компаниях задерживается редко.

Зачем? Вдохновлять других, внедрять новые идеи, не давать продукту закостенеть в устаревших технологиях, которым уже целых два месяца. Никто так не пишет уже, вы что.

Минусы Экспериментатор обожает начинать, но редко доводит дело до конца в одиночку. У него всегда появляются «более перспективные идеи». Не умеет смотреть в перспективу и увольняется после первого же кризиса.

Как договариваться На любую новую идею экспериментатор говорит ДА-ДА-ДА-ЩА. Проблема в том, что он забывает об этом через три секунды. Работают стандартные методы контроля типа «создай таск» и «напиши как сделаешь».

573 Да это же я!

1
Евгений Хомутенко Во втором абзаце потерялось согласование.)

👨‍💼
Бюрократ

Бюрократу совершенно насрать ЧТО делать, главное — КАК делать. Процессы превыше всего, а результат придёт, если делать всё правильно.

Он люто ненавидит, когда что-то не по порядку. Даже ручки на столе он раскладывает строго по размеру под монитором, который он протирает каждый понедельник.

Зачем нужен? Наводить порядок и налаживать процессы. Защищать продукт от необдуманных телодвижений. Документация, структуризация и разбор технического долга, который наговнокодили Хуяторы и Исследователи — вот основная задача бюрократа.

Когда? Когда этап стартапа пройден, рост стабилен, и риск просрать много денег становится неиллюзорен. Бюрократы помогают сохранить систему в целом, при этом испортив жизнь всем её частям по отдельности. Такой вот парадокс.

Минусы Абсолютная бюрократия — как тепловая смерть вселенной. Она эффективна как машина с катающимися шариками с YouTube — шарики завораживающе скатываются по сложным поверхностям, но смысла в этом движении нет никакого. Теперь всё — процесс.

Несмотря на очевидные минусы, бюрократы бывают полезны. Подумайте кому бы вы доверили заполнять свою налоговую декларацию — въедчивому Бюрократу или креативному Исследователю, который и пять минут на месте усидеть не может. То-то же.

Как договариваться Стандартный ответ бюрократа на любой вопрос — НЕТ. Просто выдыхайте и продолжайте предъявлять аргументы (возможно даже одни и те же). Бейте в то, как это улучшит организацию и процессы, пока не услышите ДА. Так работает.

После этого «да» можно быть на 146% уверенным, что всё будет сделано как надо. Бюрократа не надо проверять, это его обижает.

260 Я — бюрократ!

1
Dmitry Gorbachev Так исследователь или экспериментатор?
0
Ivan Avdonin Очень люблю документацию, когда есть чёткий процесс, но не говорю Нет. С удовольствием открыт новым штукам. Теперь буду бояться рассказывать как я люблю документацию, налаживать процессы, а то вдруг подумают, что я бюрократ.

🤝
Интегратор

Помните того весельчака, который пишет весьма средненький код, но имеет друзей во всех командах, постоянно всем отвечает в слаке, завел канал с мемами и постоянно ходит по митапам и конференциям? Вот это типичный интегратор.

Зачем нужен? Налаживать связи между людьми. Поддерживать постоянный обмен информацией. Бегать «решать вопросики» с людьми из разных команд. Ну и просто для атмосферы.

Даже если он не копает яму вместе со всеми, он всё равно полезен команде, ведь благодаря ему остальные копают гораздо лучше.

Когда нужен? В моменты реструктуризации и кризиса интеграторы выходят на первый план. Они объединяют оставшихся и интегрируют новеньких. А вот в стартапе интегратору скучно, потому что людей не так много, а значит и возможностей.

Минусы Интегратор постоянно со всеми соглашается и ищет взвешенную позицию, как в посте Оставайся Посередине. Это хорошо на переговорах, но так же означает, что на проекте от него не стоит ожидать новых прорывных идей.

Он не нападающий, он скорее защитник, как и бюрократ. Только связывает людей не процессами, а отношениями.

Как договариваться Чтобы переманить интегратора на свою сторону, надо договариваться не с ним, а со всеми его окружающими. Он двигается относительно них.

607 Похоже, я интегратор!

1
Andrei Bodrov это шо DISC и Адизес в одном наборе?
0
Pavel Voronin "А вот стартапе интегратору скучно" - пропустил в
2
Alex Я чувствую себя каким-то дивергентом, что я принадлежу сразу ко всем группам, но некоторые выпадают в зависимости от ситуации.
0
Влад Абрамов Можно ли отнести фасилитацию к скиллу этого класса?

Сила — в сочетании

🏃‍♂️ + 👩‍🔬

Перечисленные выше классы не случайно названы базовыми. Чистого Бюрократа или Хуятора можно встретить разве что среди джунов-студентов ну или в крайне редких случаях изоляции в крупных компаниях. Персонажи базовых классов не способны выживать в одиночку, а вот их сочетания уже да.

Поэтому:

Любой специалист выше мидла сочетает в себе минимум два класса

Наша цель уметь их правильно определять и подстраиваться.

Приведу для примера самые популярные вокруг меня, остальные сами додумаете.

🧑‍🚀 Стартапер = 🏃‍♂️ Хуятор + 👩‍🔬 Экспериментатор

Хуятор, который сам генерит идеи и сразу их делает, чтобы завтра же выбросить и сделать новую. Идеальный нападающий. Он решает проблемы быстрее, чем остальные успевают их вообще понять.

Главный минус Стартапера — он не умеет жить в стабильности, а бюрократы вызывают у него физическую боль.

357 Да, я тоже стартапер!

1
Денис Квиновски Не увидел сочетания ХуяторИнтегратор. Делает сам, и заставляет делать свою работу всех в округе?
🔒 Тут инфа только для членов Вастрик.Клуба
Войти

👮‍♂️ Опричник = 👨‍💼 Бюрократ + 🤝 Интегратор

Антипод Стартапера. Идеальный защитник. Персонаж, который обожает залезать в каждую щель и наводить там «чистоту».

Часто обитает в службах безопасности (ИБ). Там, где не надо ничего производить, но нужно всеми силами охранять. Опричник следит чтобы ни один байт не прошел по незащищённому соединению, а когда обнаруживает дыру — сам находит и казнит виновного. В этом его кайф.

131 О, я опричник. Класс!

👷‍♀️ Архитектор = 👩‍🔬 Экспериментатор + 👨‍💼 Бюрократ

Сочетает в себе любовь к экспериментам и структурный подход бюрократа. Каждую идею он записывает, анализирует и наносит на схему. Дай архитектору большую исследовательскую задачу — он закроется в комнате на неделю и вынесет оттуда чёткий план действий или архитектуры проекта.

Делать он его не будет, конечно, он же не Хуятор. Хотя может прокачать этот скилл.

431 Вот это точно я!

🦸‍♂️ Траблшутер = 👩‍🔬 Экспериментатор + 🤝 Интегратор

Решает проблемы. Прямо обожает это говно. Только решая чужие проблемы он чувствует себя удовлетворённым. Траблшутер готов фиксить упавший прод даже ночью. Этим он похож на Стартапера, но в отличии от него, может дольше жить в стабильности крупной компании. Как бы точа топор и выжидая.

656 Я — траблшутер

0
mcornholio О, привет!
0
Владимир Попов У нас в Компании есть такой один. Свет в оконце, реально. Я давно выгорел и забил, а он тащит и типу походу в кайф
1
Alex Наконец-то нашёл себя!
0
Vadim Safonov Да вот четко про "решая чужие проблемы". Я формулировал себе это так: мои клиенты это не кастомеры продукта, а менеджеры и разработчики вокруг меня, облегчая жизнь им, я чувствую себя лучше.

Лидер ведёт всех персонажей за собой

Последняя важная деталь для понимания классов. Один класс — простой крестьянин. Два класса — автономный боевой юнит. Но есть персонажи, которые ведут всех на бой. Их уважают и за ними следуют. Таких называют заезженным словом «лидеры», но в нашей схеме у них очень просто определение:

Лидер — тот, кто сочетает не два, а сразу три базовых класса

👩‍🔬 + 🏃‍♂️ + 🤝
👨‍💼 + 🤝 + 🏃‍♂️
...

Любых. В разных пропорциях. Иногда даже сам того не подозревая.

Не стоит путать лидеров с лидами и менеджерами. Лид — это звание. Его можно получить за выслугу лет. Менеджер — это вертикаль, как разработчик, в менеджеры хоть после школы можно идти. Лидер — это именно персонаж. Как «лидер мнений».

Раскрывать тут тему лидерства я не буду, пост и так уже слишком большой. Просто оставлю вам пару книжек для изучения.

382 А я, получается, лидер

0
TyVik Смахивает на модели Белбина, но попроще.
0
Pavel может крайне глупый вопрос, но я не понял, почему "в менеджеры хоть после школы можно идти"? т.е. вот то, что я сейчас книжки всякие читаю, курсы по руководству проектами, это все, так сказать, не в кассу?
0
Вастрик **Pavel**, имелось в виду, что чтобы стать просто менеджером, не нужно перед этим становиться кем-то еще. А книжки читать нужно, да.
0
runrunrun Это какая-то британская система получается. "Джентельмен может управлять чем угодно по праву рождения, при условии соответствующего воспитания".
На практике, в нашем всратом АйТи, менеджер без инженерного опыта = говноменеджер/эффективный менеджер/сова-из-мема менеджер.

Книжки и ссылки
И что с этим делать дальше

Всё рассказанное выше — лишь моя интерпретация. Она может быть искажена моим кругом общения или областью, где я кручусь. Не будьте глупыми и не воспринимайте её как руководство к действию.

Чтобы вы могли строить свои теории, я порекомендую вам книжки, на которых я отчасти построил эти. Когда-то их мне рекомендовали мои же начальники. Ссылок не даю, потому что опять скажут реклама.

Майкл Уоткинс — Первые 90 дней

Отсюда взята система этапов эволюции компании. Там она названа модным словом STARS, потому что американские коучи обожают мотивационные аббревиатуры про космос. Несмотря на это, книжка хорошо рассказывает как выживать на каждом из этапов.

Ицхак Адизес — Развитие лидеров

Где-то здесь лежат корни классов персонажей. Только там они названы Producer, Entrepreneur, Administrator и Integrator, что образует аббревиатуру модели PAEI. Самый её сок — там рассказано как общаться представителям одного класса с представителями другого, чтобы не загрызть друг друга.

Книга чисто для менеджеров, но, стоит почитать всем, кто хоть раз общался с живыми людьми по работе. Ну то есть да, рекомендую абсолютно всем.

Подобных моделей еще существует много. Из понравившихся еще помню DISC и набор персоналий по Myers & Briggs, так что мне сложно судить какая повлияла больше. По факту, всё это было придумано еще в прошлом тысячелетии, а если пытаться копнуть глубже, оттуда на тебя вообще смотрит Карл Юнг.

Но не стоит. Помните про бензопилу.

Ещё в Team Fortress 2 был действительно неплохой набор персонажей. Без шуток. Ну а карточные игры типа MTG и DnD очень помогают развивать подобное мышление.

А то мне вот всё детство говорили, что игры — зло, вот я и вырос таким неприспособленным.

1
Aleksandr Logunov Спасибо! Вастрик гений :)
0
i-zu Team Fortress 2 топ. Сбалансированная команда адекватных игроков рулит и катком проходится по карте. Иногда, конечно, не хватает универальной эмки/калаша.
0
Ilya Smirnov Ну вот и начался список рекомендуемых книг от автора :)
Комментарии ↓
Yaroslav Storozhenko :: 23 марта 2020 в 09:31 из Moscow, RU #
66

кайфанул

Spirtel :: 23 марта 2020 в 09:55 из Khimki, RU #
26

статья огонь! не перестаю тебе удивляться! все четко и по делу.

Приплел даже игрофикацию процесса - круто.

В качестве логичного продолжения статьи и общего тренда предлагаю рассмотреть процесс построения сообществ в компаниях. Ты это классное делаешь про себя - клуб, патрон и т.д. Возможно пора расширять инструментарий ибо корпоративная культура очень сильный инструмент для взаимодействия.

и да - доллар не зря )))

Peter Kostjukov :: 23 марта 2020 в 11:55 из Yekaterinburg, RU #
2

Теперь отношения к коду не имею ))) но довелось побывать в давай деплой деплой методолоджи )

Статья шикарная ) 🔔 буду выглядывать в соседних разработчиках эти перки

Matveev Georgiy :: 23 марта 2020 в 14:39 из St Petersburg, RU #
17

Только к середине текста понял что мне продают Адизеса за доллор(

bk1nf :: 23 марта 2020 в 14:53 из RO #
0

Было очень интересно читать, спасибо!
Мне очень понравился поворот на «лидера»

Anatolii Maksimov :: 23 марта 2020 в 22:16 из St Petersburg, RU #
25

Хоть я и пездюк, но мне тоже интересно. Люблю послушать рассказы дидов о местоположении граблей, чтобы потом со знанием дела по ним попрыгать.

Kirill Malyshev :: 24 марта 2020 в 09:32 из Kaliningrad, RU #
0

Охеренная статья, блаходарочка) Пойду обратно интегрировать, но уже навеселе

Foxcool :: 24 марта 2020 в 09:41 из St Petersburg, RU #
0

Пойду давать ссылку что ли, если пост общедоступный. Прям нормас.

Егор Фролов :: 24 марта 2020 в 10:18 из Moscow, RU #
1

Хорошая статья! Только теперь осталось в людях также хорошо разбираться...

Александр Маркин :: 24 марта 2020 в 10:59 из Moscow, RU #
2

Офигенно!
Я не из ойти, но система рабочая и для других областей

Eugen Makarenko :: 24 марта 2020 в 11:38 из Kiev, UA #
0

@vas3k, пост классный, спасибище.
24-х летние маркетологи одобряют 👍

Сильно помогает когда уже сам начинаешь работать на проектах с другими людьми и помечать такие вещи.

Mihey Mik :: 24 марта 2020 в 12:39 из RU #
6

"Хуятор может неделю писать юнит-тесты и даже не поехать кукухой" - прекрасно!
спасибо

Яр Бірзул :: 24 марта 2020 в 13:01 из Kiev, UA #
1

Заебумба. Респект таким парням.

Ростислав :: 24 марта 2020 в 13:09 из Cherkasy, UA #
1

Просто великолепно!

Vadim :: 24 марта 2020 в 14:37 из Toronto, CA #
0

Круто! Нарисуй потом графичек по составу твоей аудитории плиз.

Владимир Попов :: 24 марта 2020 в 14:38 из Samara, RU #
4

Прикольно, когда ты доезжаешь что походу лидер.
Хреново что ты уже успел некисло выгореть.
p.s. Вастрик, спасибо!
p.p.s. Надо бы по работать, но я пошёл медитировать.

Evgeniy Krechun :: 24 марта 2020 в 14:43 из Frankfurt am Main, DE #
1

Характеристики классов прям четко напомнили "Принципы работы" Далио, он у себя каждому работнику карточку бейсбольную с основными характеристиками выдумывал.

Andrey Shinkevich :: 24 марта 2020 в 15:30 из Babruysk, BY #
4

Интересное мнение. Как мне кажется, факторов влияющих на людей на работе гораздо больше, чем быстро/взвешенно и исследование/следование плану. И как следствие сочетаний. Да и важность гладкого командного взаимодействия и общения далеко не для всех проектов важна и ценна, тут все зависит. По поводу лидерства – я вообще не очень понимаю что это такое. Скорее быть уважаемым и иметь последователей и ввести кого-то – это что-то ортогональное и может быть совершенно у разных людей, даже если они и не обладают тремя классами. Хотя я ещё не видел людей, за которыми мне бы хотелось следовать. Но интересный пост. Спасибо.

Roman Kononov :: 24 марта 2020 в 16:26 из Vilnius, LT #
1

Адизес молодец!

Alex Master :: 24 марта 2020 в 18:34 из Moscow, RU #
2

Вастрик - это новый Стив Жопс!

chebur :: 24 марта 2020 в 21:55 из Krasnodar, RU #
0

Настолько круто, что стыдно делиться ссылкой!

Pavel Novikov :: 25 марта 2020 в 06:31 из Gomel, BY #
2

Я разрыдался на упоминании Team Fortress 2 при планировании команды ибо как сам допёр до этой идеи своей головой года 4 назад.

В остальном я поражаюсь что при наличии всех необходимых знаний, IRL (особенно на просторах СНГ) команды строят мутные личности и делают это, пардон, жопой об косяк. Отбор устроен по методу тыка и без чётко определённых целей, без понимания кто и для каких задач нужен. Кругом карго-культ собеседований гугла, методики ряда "чингачгук смотри опытным глазом", HR-директора, знающие своё дело на вес золота. Брр. Удивляюсь как индустрия ещё дышит.

Mike Hokken :: 31 марта 2020 в 09:15 из Moscow, RU #
0

Я у мамы Опричник, хехе. И я правда дохуя лет в этом вашем ИБ.

Ilya Smirnov :: 25 апреля 2020 в 20:50 из Moscow, RU #
0

Ещё один доллар по делу, ладна!
На самом деле, больно не от менеджера-хуятора, а от любого руководителя, который диаметрален тебе.
Только если твой менеджер не набрал черты всех и уже забыл как писать код.

Мария Воробьева :: 28 апреля 2020 в 13:05 из Moscow, RU #
0

Отличная статья, спасибо!

Иван Филатов :: 12 мая 2020 в 14:28 из Orenburg, RU #
0

Ребят, а как сохранить в pdf, epub статью-лонгрид? Не нашел кнопки.

Комментирование доступно только участникам Клуба

Войти
Еще? Тогда вот